Из века в век 2022

С 9 по 27 июля 2022 года юнармейский отряд «Ратоборец» при Спасо-Парголовском Храме Санкт-Петербурга совершили военно-историческую экспедицию в Заполярье, посвященную Победе в Великой Отечественной Войне «Из века в век 2022» (это 2-я экспедиция «Из века в век», а в общем счете 4-я в Заполярье)
 
Во время прохождения пути участники познакомились с важными событиями в истории защиты северо-западных приграничных рубежей нашей страны в XVI и XX вв. почтили память павших защитников Заполярья.
 
В экспедиции принимали участие восемь юнармейцев в возрасте 9 – 15 лет и четверо взрослых. Группа прошла по маршруту около 110 км. за 9 дней, проживали в палатках, все снаряжение и продукты несли в рюкзаках.
 
Часть 1. Лиинахамари
Первая часть экспедиции началась в Лиинахамари, Печенгского района Мурманской области. Этот населенный пункт находится в глубине Печенгского залива, имеет незамерзающий выход в Баренцово море Северного Ледовитого океана. До сих пор Лиинахамари является закрытой территорией для свободного посещения. Мы заблаговременно оформили коллективный пропуск в ФСБ по западному арктическому району, в Мурманске.
 
Новгородская республика
Исторически, эти земли с XIII века принадлежали Новгородской республике. Новгородцы активно занимались здесь промыслом и торговлей с иностранцами, а также собирали дань с лопарей. В летописях 1608 года упоминается, что на этом месте в Лиинахамари, находилась морская То́ня «Отворотная» принадлежавшая Печенгскому монастырю. То́ня - место где занимаются рыбным промыслом.
 
Петсамо (фин.Petsamo)
В 1920-1944гг., эта географическая область называлась Петсамо и принадлежала Финляндии (ныне Лиинахамари, Печенга, Луостари и Никель). Финляндия предоставила Германии область Петсамо в качестве плацдарма для нападения на Мурманск. Война в Заполярье началась на неделю позже - 29 июня 1941 года.
 
«Круги»
Вначале мы посетили самое загадочное место рядом с Лиинахамари, это «круги» - четыре бетонные чаши на сопке, почти все полностью заполненные дождевой водой. Много сейчас существует фантастических теорий о предназначении «кругов» но в действительности все проще и страшнее.
 
Это недостроенная немецкая береговая батарея «Суоми» MKB Suomi, рассчитанная на установку корабельных орудий калибра 305-мм. Четыре орудийных блока, под каждым несколько сотен квадратных метров подземных строений: командный пункт, силовые дизельные станции, котельная, хранилище топлива и снарядов, жилые помещения. «Суоми» должна была стать гигантским подземным городом.
 
Предполагалось здесь установить орудия калибра 305-мм производства «Škoda», снятые с тяжелого крейсера «Prinz Eogen», который был потоплен еще в 1922 году, а орудия законсервированы во Франции.
 
Проект самой могущественной по огневой мощи батареи на севере Норвегии не удалось претворить в жизнь, «Суоми» не успели построить. Но вид этих затопленных «кругов» и подземных коммуникаций до сих пор внушает ужас.
 
 
Топливные баки Shеll
На берегу «Девкиной Заводи» сохранились огромные топливные резервуары, построенные в 1930-х годах канадской компанией Shеll, для обслуживания кораблей, которые мы осмотрели изнутри. Некоторые из них находяться в хорошем состоянии, остальные кто-то пытался распилить и сдать на металл.
 
Морской порт
Порт Линахамари был единственным океанским портом Финляндии. Во время войны – это главная база для вывоза никеля, необходимого для военной промышленности Германии, а также одна из важнейших военно-морских баз Кригсмарине (нем. Kriegsmarine - военно-морской флот нацистской Германии) на побережье Баренцева моря. Эта база играла огромную роль в борьбе с советским Северным флотом и арктическими конвоями союзников в СССР.
 
Порт и гавань Линахамари были превращены в мощный оборонительный район и являлись эпицентром артиллеристской войны. Береговые батареи стояли друг против друга в пределах видимости. Практически каждое появление немецких кораблей сопровождалось обстрелом советских батарей. За время военных действий в Заполярье артиллеристы Среднего и Рыбачего уничтожили или повредили 27 немецких судов различных типов. После войны, здесь располагалась 42 бригада подводных лодок Северного флота.
 
Памятник морскому десанту
Посетили памятник морскому десанту Северного флота в Лиинахмари. 14 октября 1944 года в ходе Петсамо-Киркенесской операции окрестности порта и важные дороги вдоль побережья были очищены от противника, а на следующий день штурмом взят Петсамо (Печенга). Десантная операция была проведена на высоком уровне и увенчалась полным успехом.
 
Финская гостиница
В Лиинахамари сохранилось здание финской гостиницы 1932 года (сейчас в ней располагается погранпункт) внизу на фото слева. Окружающий ландшафт не изменился!
 

Фото. Гавань Лиинахамари, 1934 год.

«Дорога на Ледовитый океан»
Для Финляндии это время было исключительное, декрет В.И.Ленина подарил стране самостоятельность. Впервые в истории она получила свободный выход в Ледовитый океан, Северную Атлантику в независимости от капризов Балтийского моря. У Петсамо появились герб и гимн.
 
В 1931 году была торжественно открыта первая в мире автострада на Ледовитый океан. Дорога из Рованиеми в Лиинахамари протяженностью 531км. под названием «Дорога на Ледовитый океан» (фин. Jäämerentie) имела большое значение для Финляндии и Швеции. В Лиинахамари начался приток туристов со всего мира, желающих познакомиться с северной экзотикой Лапландии. Для них работали 12 гостиниц и ежедневно курсировали 5 почтовых автобусов. С началом строительства завода и добычи никеля в 1935-1937 гг. дорога стала бесценной.
 
Любопытный факт, прокладка дороги на участке от Ивало до Печенгского залива, была начата еще в Российской Империи в 1916 году указом российского императора Николая II. В настоящее время часть дороги проходит в Финляндии (Лапландия) и России (Мурманская обл.) Р21 «Кола».
 
 
Колосйоки (ныне Никель)
В поселке Никель мы не были, но наш рассказ будет неполным, без упоминания о начале добычи никеля в этом регионе. Итак, поселок находиться на расстояние 64км. от Лиинахамари, почти на границе с Норвегией.
Здесь в 1921 году финский студент-геолог Гуго Тернквист первым нашел никелевую руду в долине реки Колосйоки. В 1934 году международная никелевая канадская компания «Инко» получила месторождение в концессию на 49 лет. Но фактически это Великобритания получила монопольное право на геологическую разведку, разработку и производство на площади в 135 кв.км.  
Потому что «Инко» передала лицензию на добычу своей дочерней британской компании «The Mond Nickel Co» которая, в свою очередь, учредила в Финляндии дочернее общество «Petsamon Nikkeli oy». Такая схема была вызвана тем, что финский закон разрешал проводить горнорудные операции на своей территории только компаниям, зарегистрированным в Финляндии.
Поселок Колосйоки проектировали и строили финские архитекторы, а завод канадские инженеры, они построили горно-обогатительный комбинат и гидроэлектростанцию. Над заводом была воздвигнута дымовая труба высотой в 162,5 метра – это самая высокая труба на промышленных объектах Европы. В 1937 году началась добыча никеля.
Во время войны немцы превратили поселок изза важности его комбината в «крепость Колосйоки» («Festung Kolosjoki»). Для них «никель это танки, а танки это победа». Советские войска никогда не предпринимали попытки уничтожения завода, т.к. он представлял огромное стратегическое значение. В октябре 1944 года при отступлении немцы взорвали все сооружения завода и рудника Каулатунтури.
 
Никель после войны
Сразу после включения района в состав Мурманской области в 1944 году началось восстановление производства, первая плавка была дана в 1946 году. Горно-металлургический комбинат «Печенганикель» вырабатывает файнштейн - обогащенную медно-никелевую руду.
 
Ni
Название поселка Никель начало употребляться в советских документах во время войны, и было присвоено в 1945 году. Этим названием он обязан одноименному химическому элементу таблицы Менделеева, обознающимся символом Ni с атомным номером 28 и атомной массой 58,69. Сегодня мировым лидером по добыче никеля является Россия.
 
Пфальцевская дорога
После осмотра всех окрестностей Лиинахамари и погружения в историю, мы отправились по немецкой дороге Пфальцвег (нем. Pfalzweg) на полуостров Немецкий и к бухте Малонемецкая Западная, протяженностью 12 км. Эту дорогу строили немцы с привлечением советских военнопленных. Дорога заканчивается в бухте, затем нужно идти через перевал по сопкам и узкому перешейку, чтобы выйти на п-ов Немецкий. Во время войны немецкие грузовики приходили в бухту, там груз перегружали на баржу, на отливе, а затем в прилив она поднималась и груз переправляли на п-ов Немецкий.
 
 
 
 
Сильный ливень и гроза
По дороге, вечером на нас внезапно обрушился сильный ливень, которого здесь не видели последние сто лет,  в сопровождении с грозой.  В эту первую ночь мы все вымокли насквозь, казалось это катастрофа, все испытали шок и, наверное, это было самым ярким впечатлением для всех! Но на следующий день выглянуло солнышко, мы все высушили и продолжили свой путь!
 
Полуостров Немецкий
На вторую ночь, мы остановились в Малонемецкой Западной бухте на полуострове Немецкий, красивейшее место, лазурный берег Баренцева моря «Золотые пески» очень хотелось спать, но снова испытание не для слабонервных, вначале к нам пришли в гости четыре лисы, что является большой редкостью, они окружили лагерь и просили поесть. 
 
 
Затем также внезапно поднялся сильный ветер, от которого невозможно спать в палатке, так продолжалось несколько часов. Одна из палаток постепенно начала улетать в море, пришлось срочно укреплять ее камнями. 
 
 
А на следующий день продолжились восхождение по сопкам с тяжелыми рюкзаками. Ребята проявили терпение и преодолели все трудности! Экспедиция для сильных духом! После всех испытаний, как вознаграждение, Север открывается во всей своей красоте! 
 
 
Природа и цветы Арктики
Природа здесь удивительная: сопки, тундра, карликовая береза, арктическая ива, разнообразные мхи.  Кристально чистая вода, из любого озера и ручья можно пить. Много лекарственных и съедобных растений, а также ягод: валерьянка, радиола розовая (золотой корень), арктический сельдерей и петрушка, необычайно яркого цвета иван-чай и колокольчики, вкусная черника и морошка.
 
 
Батарея на полуострове Немецкий
На полуострове Немецкий осмотрели немецкую береговую 150-мм батарею башенных орудий 2./517 Petsamo Neu. (единственная в России) сохранившуюся мат.часть и скальные подбашенные помещения - это несколько этажей подземных галерей, вырубленные в скалах. Во время Великой Отечественной войны батарея прикрывала подход с моря к Лиинахамари.
 
 
Купание в океане
Несколько раз дети и взрослые купались в Северном Ледовитом океане, температура воды +11 и какой изумительный цвет воды!
 
Пляж «Золотые пески». Фото Олег Яромий. 
 
Очень яркое солнце, мы все немного обгорели. Здесь за 69-й параллелью солнце в течении 60 летних дней не опускается за горизонт (полярный день), а в течении 45 зимних – не поднимается над ним (полярная ночь). Совсем рядом, в нескольких метрах от берега видели дельфинов, а чуть дальше кита и тюленя, который за нами внимательно наблюдал. 
 
Пляж «Золотые пески». 
 
Морское путешествие
Наша группа двумя частями, возвращалась из бухты Малонемецкая Западная в Лиинахамари на моторной лодке, около 25 км. Морское путешествие также оставило у всех яркие впечатления. Мы мчались по волнам в открытом море! По дороге любовались прекрасными скальными берегами.
 
 
С моря осмотрели торпедную немецкую батарею Siebruniemi (Сиебруниеми) в Печенгском заливе,  вырубленную в скалах. Еще одно грандиозное сооружение, на котором также работали советские военнопленные.